Ну вот, можно есть, пить, дышать… хотя насчет последнего не уверена. Пока еще не дышится.

Закончилось Девятое Ава. Началась годовщина «закрытия ворот» Гуш Катифа.

Я нашла и перечитала свои записи тех времен, это даже не записи, а целый репортаж. О том, как мы делали все, что могли — хотя у нас и не было фейсбука, а был всего один-единственный сайт, на котором координировались демонстрации и мероприятия по всем городам страны. О Кфар-Маймоне, о Сдероте и Офакиме, об огромной демонстрации у Стены Плача и о 250 тысячах на площади Царей Израиля. О перекрытых перекрестках. О том, как во вторник, 2-го августа (да-да, как раз примерно в десять без десяти…) я выехала из дома, чтобы вернуться через три дня, заполненных сверх меры — двумя огромными демонстрациями в Сдероте и в Офакиме, на которые съезжались со всей страны, ночевкой под открытым небом в огромном спонтанном лагере в офакимском лесу, где группы деревьев символически были огорожены лентами с названиями городов, и люди находили лагерь своего города и располагались в нем с палаткой или просто со спальником, и мы прошли через лес, через «Ашкелон», «Тель-Авив», «Бейт-Эль» и так далее, через всю страну, собравшуюся в этом лесу, и наконец устроились спать, нырнув под ленту с надписью «Маале-Адумим». О следующем дне, проведенном в полевых условиях в этом же лесу среди друзей со всей страны, о постоянно прибывающих и отбывающих — кто-то уезжал на работу и на его место приезжали другие, о встречах с теми, с кем не виделись годы, о «развиртуализациях» и бесконечных уроках Торы, которые шли прямо в лесу — можно было выбрать урок по вкусу, устроиться рядом и слушать… О попытке марш-броска следующей ночью через перелески и ручьи, о том, как профессионально командовал случайным образом сложившейся группой парнишка, наверняка офицер-резервист, как он кричал «ложись», когда вертолет над нами начинал шарить прожектором, а потом надо было вскочить и идти дальше. О том, как, в конце концов, оставив группу по причине нехватки физических сил, я вышла на шоссе, поймала тремп и через пятнадцать минут попала прямо к непреодолимому блокпосту Кисуфим. Об огромном количестве «оранжевых» подростков со всех концов страны, обступивших все подходы к Кисуфим… И потом — об этом самом закрытии ворот, которое я наблюдала через две недели уже на экране телевизора, потому что друзья отказались меня взять с собой в последний бой по причине того, что я уже заработала «архаку» на пятнадцать дней от «закрытой военной зоны», и эти пятнадцать дней как раз еще не закончились, а моей машины уже не было, и другой тремп искать было поздно. Затормозить и просто включить телевизор было трудно, но я же хотела увидеть, каким именно образом будет в последний момент предотвращено размежевание! То есть, я, примерно, собиралась пронаблюдать в прямом эфире приход Машиаха, ведь мы же расчистили ему путь, разве нет? А он не пришел…

Куда были вложены все наши силы — в борьбу до последнего, или «в свисток»? Ведь кое-что из того, что мы делали тогда, трудно назвать нормальным, такие вещи не совершают в здравом рассудке. Я ведь еще не рассказала о том, как жертвовали последние деньги — именно самые последние — в фонд, который собирался развивать Гуш-Катиф после того, как сорвется размежевание — один мой знакомый пожертвовал все свои пенсионные сбережения, где-то в районе ста тысяч шекелей, а у меня столько не было, но я пожертвовала все, что было, не рассчитав как следует, так, что мне после этого закрыли банковский счет, хотя обычно со мной такого не случается. И о том, как каждый из тех, кого еще не успели арестовать, считал, что он еще не сделал все, что мог, и успокаивался только тогда, когда его наконец на очередной демонстрации загребали в участок, а мне повезло больше всех, я провела целую ночь аж в беэр-шевской тюрьме Декель. Да, речь идет о взрослых людях, я говорю о себе и о своих друзьях, во всем возрастном диапазоне.

Есть ли у меня сейчас ощущение, что было сделано все, что возможно? Нет, конечно же, нет. Сейчас, с расстояния, я вижу, как надо было бороться правильно… и понимаю, что и это не помогло бы. А что бы помогло?..

